Конструктивизм в проектах металлоконструкций

Проекты металлоконструкций в истории ХХ века 

проектная организация

 Здание московского отделения    Ленинградская правда

На этой странице мы предлагаем читателю ознакомиться с проектами металлоконструкций, пожалуй, они одни из самых первоклассных строительных стальных объектов. Об архитекторах советского авангарда, о тех кто стоял у истоков метода творческого проектирования металлоконструкции пойдет речь. Они крепко заняли наиболее передовые позиции в области проектирования на международной арене. Что конечно незыблемо как и постулаты СССР.

Прошел почти век с тех событий и уже можно нам начинать подводить некоторые итоги. Такие как успех, достижения и промахи поколения ХХ века.


Мы сможем увидеть, что многое из того, что

замышлялось архитекторами было реализовано.


И заметим, что судить мы будем, не только по шелесту листов из проектов «Конструкции металлические», но и по фотографиям, выполненных с натуры строительных объектов.

Ответственность в проектах металлоконструкций

Это было время  безудержных архитектурных проектов, иногда абсурдных и в значительной своей части воплощенных на строительных площадках. В литературе тех лет можно встретить интересные идеи и не только на бумаге. Здесь уместно, вспомнить например теоретика архитектуры Л. М. Сабсовича и его работу «Советский Союз через 15 лет» (1929). Где видим название раздела «Эпоха великих работ и проблема создания нового человека». И эпиграфом к другой своей книге — Сабсович выбирает фрагмент из работы В. И. Ленина «Детская болезнь “левизны” в коммунизме»:

«Мы можем (и должны) начать строить социализм не из фантастического и не из специально нами созданного человеческого материала, а из того, который оставлен нам в наследство капитализмом.  Это очень “трудно”, слов нет,  но всякий иной подход к задаче так несерьезен, что о нем не стоит и говорить ».


Причины становления конструктивизма 

Необходимо отметить, что такое мощное движение строительства по всей стране было вначале инициировано профсоюзами как наиболее состоятельными организациями своего времени. Отметим, что Профсоюз металлистов — самое крупное объединение работников того времени, насчитывал 400 000 человек. При таких условиях Профсоюз владел огромными денежными средствами. Профсоюз и стал заказчиком проектирования и строительства зданий и сооружений. Он составлял программы для проектирования в нашем случае, металлических конструкций.

В 1927 г. вышло постановление об обязательном 10-процентном отчислении средств на строительство. В дальнейшем создается общий механизм финансирования проектирования и строительства, где советские профсоюзы смогли осуществить свои строительные амбиции. Позже при объединении профсоюзов была организована комиссия из архитекторов и инженеров в задачу которых входила экспертиза проектов с технической стороны вопроса и непосредственный  контроль строительства, во главе комиссии встал архитектор И. П. Машков.


проектирование быстровозводимых зданий

Дворец культуры в Сталинграде

И в то самое время и оформилась группировка конструктивистов, при массовом строительстве клубов в конце 20-х годов, на общие отчисляемые денежные средства.  Тогда обозначился и стиль эпохи  как  архитектурный авангард. Архитекторы и инженеры задействованные в проектах объявили творческое соревнование на страницах журнала «Современная архитектура» на создание клуба «нового типа». Лучшие проекты публиковались  на страницах журнала ОСА. И являлись примером для проектировщиков. И отметим, что представленный «Дворец культуры в Сталинграде» работы архитектора И. Голосова, был опубликован на страницах журнала. О его творческой деятельности далее и пойдет речь.


проекты металлоконструкций цена

Il’ia Golosov, House of the people in the name of Lenin (1926)


Давайте остановимся на его графическом наследие, которое дошло до нас в конкурсных проектах. Таких как Народный дом имени Ленина в г. Иваново-Вознесенск. Вспоминаю эту историю, то в 1924 году рассматривался вопрос об увековечении памяти В.Ильича путем строительства здания Народного дома имени Ленина. Таков был план действий, как известно из вышедшего (1925) альбома «Красный Манчестер». Но был манифестирован лишь  только проектный конкурс, как раз в нем и принимал участие наш герой И. Голосов.

проекты металлоконструкций

                           Народный дом им. Ленина


   Однако реализация принятого проекта так и не началась. Слабая строительная база и недостаток средств не позволили воплотить идею в жизнь. Создание культурно-просветительного центра было осуществлено более простым и дешевым способом. И был просто перестроен отбельный корпус фабрики Дербенёвых в Народный дом текстильщиков. Впоследствии, спустя годы, в этом здании разместился кинотеатр «Великан» (1948) и ещё школа киномехаников при областном управлении кинофикации.


 


  В статье использовалась литература: